Страницы

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Задачи:
1.       Рассмотреть физическое содержание закона Паскаля;
2.      Развитие осмысленного чтения через использование приема «Инсерт».
Ход урока:
 1 стадия «Вызов»
П: На прошлом уроке мы рассмотрели, как оказывает давление газ на стенки, дно и крышку сосуда.  Вспомните, что мы выяснили?
У: Газ оказывает давление одинаково по всем направлениям, так как объясняется ударами молекул.
П: От чего зависит давление газа в сосуде?
У: От объема и температуры.
П: Рассмотрите рис. 92 уч-ка и выскажите свои гипотезы, идеи о том как давление газа передается, если его с одной стороны увеличить, например, перемещая поршень. Запишите свои предположения на листочках и все ваши идеи соберем в «корзину идей» (на доске)
Прием «Корзина идей»
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
П: Как вы думаете о чем же мы сегодня на уроке будем говорит?
У: О передаче давления газами.
П: некоторые свойства газов и жидкостей похожи, поэтому и жидкости будут передавать давление так же как газы. Записываем тему урока.
2 стадия «Осмысление»
А теперь давайте выясним, все ли ваши идеи верны. Сейчас вы будете читать текст учебника с. 85, п. 36.
Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес.
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


После выполнения работы и заполнения таблицы обсуждаем таблицу.
П: Сформулируйте закон Паскаля. Давайте посмотрим опыт, описанный в учебнике. (Дем-ция опыта с шаром Паскаля).

3 стадия «Рефлексия»
Давайте подведем итоги.
- Подтвердились ли Ваши идеи, которые вы выдвигали до изучения темы? Почему?
- Понятна ли стала тема после ее изучения?
- Остались ли невыясненные вопросы?
- Интересно ли вам было на уроке?
- Что было трудным на уроке?
Подвести итог я вам предлагаю в творческой форме. Есть такая форма стихотворения «Синквейн». Слово синквейн происходит от французского «пять».

Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Составим синквейн по теме «давление».
Например: 
Давление
Высокое, низкое
Изменяют, измеряют,  изучают
Давление – физическая величина
Действие силы

Домашняя работа: п. 36, закон Паскаля выучить