Страницы

Атмосфера. Атмосферное давление


Цели:
1)      Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление и выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы.
2)      Способствовать развитию мышления, речи, творческих способностей



Оборудование: сосуд с водой, 3 капилляра разного диаметра, трубка с поршнем, колба с пробкой, трубкой и шлангом, бутылка, яйцо вареное, спички, бумага.

Ход урока

I.                   Проверка усвоения знаний предыдущего урока (тест) – 5 минут
II.                Стадия вызова – 10 минут
На прошлом уроке вам было предложено подумать:  «Может ли однородная жидкость в сообщающихся сосудах быть не на одном уровне?» Выскажите свои соображения.
(Если ученики не назовут примеры таких явлений, показать два опыта: поднятие жидкости по капиллярам разного диаметра, уровни воды в трубке с крышкой и без крышки разные)
 Демонстрация опыта: поднятие воды в трубке за поршнем. Как можно объяснить этот опыт?  Тема сегодняшнего урока «Атмосфера. Атмосферное давление». Может эти понятия вам помогут объяснить опыт. (3 мин)
Прием: «Корзина идей» (7 мин)
1)      Дети пишут идеи на листочках самостоятельно (2 мин)
2)      Обсуждают идеи в парах и пишут понравившиеся на отдельных листочках по одной (2 мин)
3)      «Сброс идей в корзину». Каждая пара поочередно называет идею и прикрепляет ее к магнитной доске в нарисованную корзину.  (3 мин)

III.             Этап осмысления. (25 мин)
1)      Что такое атмосфера?
2)      Что вы знаете об этом с уроков географии? (заслушать высказывания детей)
3)      Ученик делает сообщение по теме «Атмосфера и ее значение» (Приложение 1)

Учащиеся слушают сообщение и составляют по 3 толстых и 3 тонких вопроса в тетради. (7 мин)
Например:

Толстые
Тонкие
1. Какое значение имеет атмосфера для планеты?
1. Что такое атмосфера?

2. Почему не все планеты имеют атмосферу?
2. Каков состав атмосферы?
3. Почему Земля имеет атмосферу?
3 На какие слои делится атмосфера?.

Эти вопросы будут использоваться на следующем уроке для устного взаимоопроса (например, «физический бой»).
4)      Как же наличие атмосферы может объяснить опыт?
Прочитайте параграф 40 на странице 97 учебника и одновременно составьте схему «Рыбий скелет» (дается вопрос и схема). (8 мин)
Схема дается на экране (слайд компьютерной презентации через проектор):

Схемы составляют индивидуально, после чего фронтальное обсуждение и вписывание на ребра конкретных фактов, явлений и их обоснований и причин. После обсуждения на экране будет схема:

5)      А теперь вернемся к нашей «Корзине идей». Выберите самую реальную, научную, из названных,  идею, которая объясняет опыт. (Обсуждение идей) (5 мин)
6)      Демонстрация опытов, которые так же можно объяснить существованием  атмосферного давления:  (5 мин)
1) «Достань монетку из воды, не замочив рук»;
2) фонтан;
3) всасывание яйца в бутылку.

IV.             Рефлексия ( 5 мин)
1)      Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что было интересно, полезно, трудно, не понятно.
2)      Оценки за урок
3)      Сегодня основными понятиями были: атмосфера и давление. Составить по этим словам синквейн в группе, 1 группа (1 ряд 1 и 2 парты – атмосфера, 2 группа (2 ряд 1 и 2 парты) – давление. (Примечание: детей у нас мало, по 6-8 человек в классе). Прослушать синквейны,  каждая группа читает поочередно по 1 строке.
Например:
Атмосфера
Воздушная, прозрачная
Защищает, давит, поглощает
Наличие атмосферы – одно из условий существования жизни
Воздушная оболочка

Давление
Атмосферное, гидравлическое
Передается, изменяется, измеряется
Давление – физическая величина
Действие силы

4)      Домашнее задание: П. 40,41
- Прослушать прогноз погоды в течение 3 дней и отметить в тетради значение атмосферного давления. На следующем уроке вы узнаете, каким образом атмосферное давление измеряют.
- Показать родителям опыты, показанные учителем на уроке и объяснить их.

Приложение 1

Атмосфера и ее значение
Атмосфера это внешняя газовая оболочка Земли, которая начинается у ее поверхности и простирается в космическое пространство приблизительно на 3000 км. История возникновения и развития атмосферы довольно сложная и продолжительная, она насчитывает близко 3 млрд лет. За этот период состав и свойства атмосферы неоднократно изменялись, но на протяжении последних 50 млн лет, как считают ученые, они стабилизировались.
Но не все планеты имеют атмосферу. Например, на Луне нет атмосферы. Ученые предполагают, что раньше на Луне была атмосфера, но Луна не смогла ее удержать, так как ее гравитация мала, чтобы удержать атмосферу. Нет атмосферы и на Меркурии.
Какое же значение атмосфера имеет для планеты?
Следует отметить, что атмосфера имеет очень большое экологическое значение.
Она защищает все живые организмы Земли от губительного влияния космических излучений и ударов метеоритов, регулирует сезонные температурные колебания, уравновешивает и выравнивает суточные. Если бы атмосферы не существовало, то колебание суточной температуры на Земле достигло бы ±200 °С. Атмосфера является не только животворным «буфером» между космосом и поверхностью нашей планеты, носителем тепла и влаги, через нее происходят также фотосинтез и обмен энергии — главные процессы биосферы. Атмосфера влияет на характер и динамику всех процессов, которые происходят в литосфере (физическое и химическое выветривания, деятельность ветра, природных вод, мерзлоты, ледников).
СЛОИ АТМОСФЕРЫ
Атмосфера имеет слоистую структуру.
От поверхности Земли вверх эти слои:
Тропосфера
Стратосфера
Мезосфера
Термосфера
Экзосфера


Границы между слоями не резкие и их высота зависит от широты и времени года. Слоистая структура - результат температурных изменений на разных высотах. Погода формируется в тропосфере ( нижние примерно 10 км:
около 6 км над полюсами и более 16 км над экватором). И верхняя граница тропософеры выше летом, чем зимой.